LegpromRF – Платформа легкой промышленности

Совсем не «легонькая» промышленность

7f430c855ef397d3619359715bbcdb71

Совсем не «легонькая» промышленность

Во многими любимом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» один из героев мечтает занять высокую должность в сфере «легонькой промышленности». В годы, когда снималась картина, удельный вес легпрома в стране составлял 17%, а в товарообороте – 25%. В отрасли было задействовано свыше 5 миллионов человек.

О том, в как обстоят дела сегодня, рассказал президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин в рамках деловой программы выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2022.Осень». По его словам, точность современных ткацких станков сегодня находится на уровне космического оборудования, а у отрасли есть все возможности для развития.

– Мы живем в такое время, когда цифрами и понятиями играют очень легко. Годовой объем нашего рынка легкой промышленности, зафиксированный Росстатом, составляет 4,143 триллиона рублей. По объему это второй рынок в стране после пищевого (мы не берем во внимание энергетику). Рынок, который активно поддерживается сегодня, – это автомобилестроение, он в 4,3 раза меньше, чем наш. Хотя по объему господдержки в год мы получаем примерно два с половиной миллиарда, а у автомобилистов порядка 130 и выше. То есть в разы выше. У сельского хозяйства и продовольствия господдержки еще больше, но это хотя бы обосновано. Часть продуктов идет на экспорт, внутренний рынок по некоторым показателям полностью закрыт. На мой взгляд, ничего не мешает нам в России достичь тех же результатов и в рынке в легкой промышленности. 

С точки зрения современной зрелой экономики сегодня выходить на 50% своего присутствия на рынке – задача не совсем обоснованная. Но вот от 40 до 50% – этот тот уровень, который такая страна, как наша, должна не просто себе позволить, а обеспечить.

Во-первых, наша отрасль, как кто бы к этому не относился, одна из самых технологичных. Скажем, в прядильном производстве, в специальных машинах для производства шерстяного топса, допуски на уровне приборов для космоса. Я имею в виду точность этого оборудования и станков. А продукция присутствует почти в любой отрасли народного хозяйства. 

Например, наши немецкие коллеги за последние годы значительно ушли от традиционного производства в сторону технических тканей, то есть нетканых материалов с существенным синтетическим, химическим компонентом. Это целое отдельное высокотехнологическое направление, которое применяется в сельском хозяйстве, дорожном строительстве, даже черное крыло МС-21 по сути – это ткацкий процесс. Да, сделанный на другом уровне. Это волокно, которое соткано, а потом пропитано композитными материалами, но в основе лежит текстильный процесс. Поэтому отрасль сегодня крайне важна. А эти бы цифры позволили нам себя спокойно чувствовать.
Почему эти цифры? Все очень просто.

Сегодня мы занимаем 17–20% рынка в среднем по отрасли. Это означает, что даже если мы увеличим объем производства на действующих предприятиях за счет большей нагрузки, то все равно он не вырастет в два раза. За счет сменности, наращивания мощностей и других процессов мы можем достичь максимум 30%. То есть увеличение может произойти не более чем на 10%, а 70% рынка все равно останутся открытыми. Если бы мы имели 40%, то нарастить могли бы уже 20%, а то и 30%. Это простая математика – прогрессия. А 60–70% – это уже совсем другая история при современной конкурентности рынка. Эти элементы изменения логистики в такой ситуации достигаются гораздо проще. Сама система обеспечения под 40% выглядит совершенно по-другому.  

Сегодня в отрасли работают по разным подсчетам 400–420 тысяч человек. Цифры разнятся, потому что есть предприятия, которые себя не обозначают в правовом поле, то есть «а по воскресеньям немножечко шьют» и продают свой товар «в черную». Отрасль очень технологичная. Многие направления изменились. Это и финишная отделка, и все стадии переработки, которые стали автоматизированными, и складские процессы. Эффективность производства с точки зрения использования одного квадратного метра и ресурсоемкости стала выше. Поэтому есть тенденция к сокращению использования персонала. Не говоря о том, что многие предприятия закрываются и люди остаются без работы. 

Сегодня в отрасли надо переходить от программы «поддержания штанов» к программе реального их производства. То есть от программы поддержки надо переходить к программе развития. Это должны быть комплексные мероприятия, совместные с государством, которые включали бы в себя не только финансы, но и регулятивные, законодательные, контрольные и прочие меры. Сейчас для этого подходящее время, поскольку мы отчасти оказались в изолированном пространстве. Изменилась логистика из-за кризиса, в котором мы живем, начиная с 2007 года. Это привело к спаду потребительского спроса, соответственно, к сегментированию рынка, изменению технологических процессов. Пандемия, спецоперация – это элементы кризиса, суть которого – передел рынка. И у нас сегодня есть возможности, и ими мы должны воспользоваться.

Источник

zolla.com

Share on vk
Поделиться
Share on odnoklassniki
Поделиться
Share on telegram
Поделиться
Share on whatsapp
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *