Все предприятия легпрома РФ на одной площадке

Разместите новости и события вашей компании!

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Кажется, мы — человечество — начинаем постепенно понимать, что бессмысленно стремиться к идеалу и оценивать себя и других, опираясь на набор неизвестно кем выбранных особенностей внешности. Нас все еще окружают одинаковые красотки, но, возможно, индустрия красоты в привычном виде доживает последние десятилетия, потому что будущие поколения не будут придавать внешней привлекательности особого значения. Но миф о том, что только стремление к созданному кем-то идеалу принесет счастье, уже повлиял на миллиарды женщин.
Чаще всего — не лучшим образом. В этой статье разберемся, как менялись представления о красоте и почему они вообще возникли.

Почему вообще существуют стандарты красоты?

Стандарт красоты — это видимость. Красивым мы обычно считаем тот тип внешности, который видим чаще. Точнее, тот, на который чаще обращаем внимание: дело в том, что «видимость» эта во многом искусственный конструкт. Иначе идеалом бы становился усредненный тип внешности, характерный для определенного региона. Но этого не происходит: каждая третья жительница Кореи делает операцию, чтобы избавиться от «азиатского» разреза. Европейки и американки стремятся к типу фигуры, в котором тонкая талия сочетается с широкими бедрами и большой грудью — в природе такое сложение если и встречается, то очень редко. Кудрявые женщины выпрямляют волосы, а женщины с прямыми волосами делают завивки. Получается, принять себя гораздо сложнее, чем попытаться хотя бы приблизиться к идеалу.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Идеалы трех разных эпох: Ренессанс, XX век и XXI век
 
Сам феномен стандартизации красоты — явление слишком сложное, чтобы у его появления была лишь одна причина. Человеческий мозг склонен к упрощению сложного, к поиску трендов и паттернов — поэтому мы видим лица в облаках, пытаемся предсказывать погоду на основании примет, поэтому неискоренимы стереотипы о внешности, культуре, возрасте. Но чем лучше мы понимаем что-либо, тем меньше у него власти над нами.
 
Чем яснее причины появления стандартов красоты, тем меньше они влияют на нашу работу, отношения, физическое и психологическое здоровье. Если рассмотреть хорошо задокументированные в литературе, живописи и исследованиях идеалы внешней красоты, логика их смены становится более очевидной.

Идеалы разных времен

Трактаты о красоте и научные труды о математической гармонии черт красавицы всегда писали мужчины, а женщинам приходилось соответствовать. Вероятно, только палеолитические Венеры выражали мнение о красоте самих женщин: по одной из теорий их лепили беременные, глядя на свое тело сверху вниз. Именно поэтому у таких статуэток выраженная грудь, большой живот и короткие ноги. Лица нет — зеркало еще не изобрели.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

 
«Венеры палеолита» обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин. Встречаются главным образом в Европе.

Античность

Идеал — атлет. Акцент на теле, физическом здоровье и симметрии.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Идеалы красоты в античных статуях
 
В определении рамок красоты древние греки использовали свои любимые инструменты: математику и спорт. Философ Платон пишет: «Красота тела — это гармония его частей с определенным приятным цветом». Левая и правая половина должны быть одинаковыми, а параметры соответствовать принципу золотого сечения: например, ширина лица должна составлять ⅔ его длины. Цвет — чем светлее, тем лучше. У Гомера Афина готовит Пенелопу к встрече с Одиссеем так: «Сделала выше ее и полнее на вид, всё же тело стало белей у нее полированной кости слоновой».
 
У принципа симметрии гораздо позже появилось даже научное обоснование: исследования показали, что младенцы с большим интересом наблюдают за симметричными лицами, а взрослый человек в состоянии распознать симметрию пропорций лица за 150 миллисекунд.
 
Интересно отметить, что красота античного мужчины считалась высшим благом и даром богов. С женщинами все сложнее: Гесиод, древнегреческий автор VIII–VII веков до н. э., описывал первую сотворенную женщину как kalon kakon — «прекрасный ужас». Ужас был в том, что даже самое близкое к атлетическому идеалу мускулистое женское тело все равно во-первых, отличается от идеального мужского тела, во-вторых, сильно отвлекает и провоцирует на далекие от нравственности поступки. Как, например, красота Елены привела к началу Троянской войны.

Средневековье

Идеал — Дева Мария. Акцент на духовности.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Идеалы красоты на средневековых картинах. Справа — Агнесса Сорель
 
Важное изменение в структуре общества: «городская» красота отделилась от красоты «деревенской». Красивая аристократка стройна и бледна, хорошенькая крестьянка — смуглая и плотно сложенная. Условия их жизни отличаются: дворянки прячутся от солнца и питаются мясом, овощами и фруктами, простолюдинки тяжело работают и едят крупы и хлеб.
 
За научный подход к стандартизации красоты отвечает художник Дюрер: он изучал вопрос на протяжении 28 лет, изучая в путешествиях пропорции фигур различного телосложения. Он даже пришел к очень современному выводу: красота не является абсолютной, а зависит от мнения людей, и каждый тип телосложения человека красив по-своему.
 
Идеалы красоты долгое время формировала церковь. В целом, демонстрация красоты считалась опасным грехом, но были и исключения: например, в XIV веке девушки смело открывали плечи и шею, даже часть груди. Агнесса Сорель, любовница Карла VII, ставшая первой признанной фавориткой в истории Франции, вообще прилюдно открывала одну грудь. И даже Папа Римский не возражал и говорил: «У нее самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».

Ренессанс

Идеал — Мадонна. Естественность, жизнелюбие.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Идеалы красоты в искусстве Ренессанса
 
Образцы для подражания ищите на картинах Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэля — их модели выглядят нежными и цветущими. Красивыми считаются плавные линии, округлые формы, длинные светлые волосы.
 
Интересно, что до XVII века в искусстве сильно преобладали женские поясные портреты, и только в XVII веке в исторических свидетельствах появились слова, описывающие талию, ремарки относительно роста, позы и мимики. Со временем в понятие красоты стали включать не только внешние параметры, но и поведение, темперамент, чувство юмора, мимику и привычки.
 
Богородица — по-прежнему идеал красоты, но это уже не безжизненная Дева Мария с иконы, а Мадонна, полная чувств и жизни, как картинах Рафаэля. Стремление к идеалу становится опасным делом: чтобы добиться бледной кожи и нежного румянца (одновременно два этих параметра сочетаются в здоровом человеке крайне редко), дамы умываются уксусом и прячут пиявок за ушами. Волосы обесцвечивают долгими часами на солнце, а в глаза для выразительности закапывают чернила.

Барокко и рококо

Идеал — модница. Вычурность, театральность, эффектность.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Идеалы красоты в искусстве эпохи барокко
 
Ключевые черты барокко — театральность, торжественность и ярко выраженное во всем богатство. Дорогие многослойные наряды, массивные сложные прически, избыточная телесность, как у героинь картин Рубенса.
 
В целом, стандарты эпохи непостоянны и зависят от особенностей внешности ключевых фигур «бьюти-сферы» — обычно это фаворитки короля и королевы. Как и современные инфлюэнсеры, они активно сотрудничали с художниками и подвергались критике. Например, мадам де Помпадур ругали за злоупотребление косметикой, а королеву Марию-Антуанетту осуждали за «слишком простое» платье на официальном портрете.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Слева мадам де Помпадур, справа Мария-Антуанетта
На смену вычурному барокко пришел более игривый и легкий стиль рококо. Его главные идеалы — любовь и праздник, легкомыслие и беспечность, юность и грация. Конечно, простыми средствами такой красоты не добиться. Монтескье пишет: «Нет ничего серьезнее происходящего утром, когда дама собирается заняться своим туалетом». Идеи красоты обсуждаются в литературе, личных дневниках и письмах, общественность обсуждает влияние, которое она оказывает на других людей.

Индустриализация

Постоянное непостоянство. Самовыражение и динамика.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Идеалы красоты в искусстве эпохи индустриализации
 
В XIX веке мир ускорился и стандарты красоты начали меняться еще чаще. Корсеты выходят из постоянного обихода, но тонкая талия все еще в моде. Рюши, воланы и декольте не исчезают, но подол платья поднимается выше, а одежда в целом становится все удобнее. В гардеробе появляются даже рубашки, куртки и жилеты из мужского гардероба.
 
Социальная мобильность дарит женщине больше возможность, но и ставки растут. Если раньше судьба девушки зависела не только от природных данных, но и от условий жизни, то теперь переезд в большой город может кардинально изменить судьбу. Женщины, наконец, смогли распоряжаться наследством и имуществом, разводиться и получать родительские права, создавать предприятия и повторно выходить замуж. Но даже супруга американского президента Элеонора Рузвельт на вопрос «Что бы вы хотели изменить в жизни?» отвечает: «Я хотела бы быть немного симпатичнее».

ХХ век

Идеал — кинозвезда.

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Первое имя, которое приходит в голову при словах «идеал красоты XX века» — Мэрилин Монро
 
От десятилетия к десятилетию популярные образы меняются. В начале XX века это «девушки Гибсона», созданные американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном. Они высокие и худые, обладают фигурой «песочные часы» и носят пышную прическу «помпадур».

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

 
20-е года XX века дарят миру новый тип женственности: девушки-флэпперы коротко стригутся и живут стремительно, обладают мальчишеской фигурой и дерзкими манерами.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

 
Эпоха золотого Голливуда вернула в моду женственность и довела до крайности: пышные укладки с локонами, длинные ресницы, румянец и алые губы — идеалом красоты были актрисы. Твигги, икона 60-х, отличалась от них, как день от ночи: длинные ноги, огромные глаза, плоская грудь. Супермодели 80-х были спортивными и подтянутыми, а красавицы 90-х обладали почти болезненно худобой.
 
Если бы всех известных красавиц XX века собрали в одной комнаты, очевидно было бы, что их мало что объединяет во внешности. Но ясно одно: если их предшественниц рисовали художники и обожали короли, их снимают известные фотографы и обожают продюсеры Голливуда, дизайнеры и издатели глянцевых журналов.
 
100 лет красоты в видео

XXI век

Идеал — инфлюэнсер.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

 
Идеалы красоты в XXI веке стремятся к инклюзивности
Главная задача красавицы XXI века — «стараться не стараться». Быть красивой, но без усилий. Любить себя, но не слишком этим хвалиться. Ухаживать за собой, но незаметно. Вроде бы, мы начинаем постепенно разбираться с тем, как искаженно преподносит красоту глянец и Голливуд. Учимся видеть эффекты фотошопа и масок в соцсетях. пытаемся «принять себя». Стараемся ориентироваться не на звезд кино, а на «девушек из соседнего дома», которых видим в своих соцсетях, а не на сцене, в бытовых ситуациях, а не на подиуме.
 
Но до покоя еще далеко: инфлюэнсеры получают звездный статус и вести себя начинают соответственно. «Будь собой, ты и так прекрасна», — утверждают они и делают одни и те же косметические процедуры. В моду входит сочетание несочетаемых элементов внешности и быта: длинные ногти и занятия спортом, тонкая талия и объемные бедра. Текущий идеал красивого лица пришел к нам из Кореи, где каждая третья девушка до 30 лет делает пластическую операцию. Это noble face, «благородное лицо» с высокими скулами, пухлыми губами и — обязательно! — без хирургических вмешательств.
 

Как менялись стандарты красоты от античности до наших дней

Типаж noble face, модель из Китая Фей Фей Сун
 
К общим стандартам красоты сегодня можно отнести размытие границ: легкая андрогинность, невозможность с первого взгляда определить расу, считать возраст. Мы называем красивыми самых разных людей и готовы любоваться даже тем, что недавно считалось откровенным недостатком. Но одно остается неизменным: красота по-прежнему жизненно важна и необходима для счастья.

Что дальше?

  • Общая логика смены идеалов напоминает маятник. Если в моде длинное и объемное, ждем тренда на короткое и облегающее. Тренды ходят по кругу.
  • Большинство всегда право. То, что мы видим чаще, влияет на наше представление о прекрасном. В поисках современных идеалов стоит идти в соцсети, а не на подиум.
  • Одного идеала не существует. Инклюзивность в моде возникла не просто так, сегодня самые разные люди хотят видеть себя в рекламе и на подиуме.
  • Красоты важна, но уже меньше. Значение внешней привлекательности для успеха в жизни, работе и отношениях со временем снижается, потому что на смену одной норме приходят сотни вариантов.
  • Принять себя сегодня проще, чем стремиться к идеалу.

Источник

zolla.com

Share on vk
Поделиться
Share on odnoklassniki
Поделиться
Share on telegram
Поделиться
Share on whatsapp
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Узнайте, чем Платформа LegpromRF может быть полезна именно вам!

Свежие новости

Новости глобальной моды

Новости легкой промышленности